Модернизации станции «Бийскэнерго» с 2012 года планируется в долгосрочной перспективе. На каждый год намечаются конкретные работы, закладываются средства.
Так, уже пятый год реализуется крупнейший инвестпроект в рамках общей стратегии развития станции — «Диверсификация топливного баланса».
Прежде всего речь идет о реконструкции угольного склада, кардинально меняющей весь технологический процесс топливоподачи. Проектом предусмотрен переход на 100-процентную бульдозерную схему подачи топлива взамен старой схемы с использованием выработавшего свой ресурс крана-перегружателя.
Для этого на ТЭЦ на протяжении трех лет велось строительство нового подземного конвейера, эксплуатация которого позволит исключить риск останова подачи топлива со склада и обеспечит складирование угля разных марок их раздельную подачу.
Для чего это нужно — поясняет Максим Новов , исполнительный директор по управлению АО «Бийскэнерго».
— Это один из самых важных и масштабных проектов минувших лет. Сегодня на рынке угля складывается непростая ситуация, — говорит Максим Сергеевич. — Различны марки угля то и дело дорожают, другие становятся дефицитными. До введения в эксплуатацию нового конвейера, весь наш склад был настроен на работу по сжиганию угля только одной марки. И если к поставщику появлялись вопросы, перестраивать рабочий процесс было сложно. Сегодня у нас появилась возможность использовать различные марки топлива, что безусловно дает преимущества для планирования работы станции, делает более предсказуемыми наши затраты на производства, и как следствие — тарифную нагрузку на потребителя. Мы исключили все риски, связанные со сбоями в подаче топлива, повысим надежность и безопасность нашего склада, где стало возможным хранить раздельно разные марки угля. Кроме того после его появления стала возможным и резервирование подачи топлива. Так, не возникнет трудностей, если другие конвейеры нужно будет остановить на ремонт или профилактические работы.
У потребителя может возникнуть вопрос: не скажется ли введение в эксплуатацию нового конвейера на тарифе поставщика тепла? Ведь его придется окупать. Но как говорит Максим Сергеевич, такая модернизация напротив, позволит сократить собственные издержки компании.
— Все основные строительные работы мы начали и закончили в прошлом году, — рассказывает Юрий Коханович , технический директор «Бийскэнерго» . — Одним из самых сложных этапов стал вопрос строительства подземной части конвейера. От уровня пола он уходит метров на пять вниз. Дело в том, что тут близко к поверхности залегают грунтовые воды, и первоочередной задачей перед нами стояло водопонижение.
Конвейеры того же типа сегодня есть на многих ТЭЦ края. Бийский теперь — самый новый. Принципиальное отличие конвейеров этого поколения — частотная регулировка привода. Такой включается не рывком, а запускается более плавно.
Новый конвейер, который уже запущен в эксплуатацию, — отечественного производства. В Бийск его привезли с шахтинского завода. Его мощность — 750 тонн в час, хотя как говорят энергетики, подробность в таких объемах возникает редко.
Потребовали новые мощности и дополнительных мер безопасности. В рамках перехода на сжигание нового топлива компания уже реализовала ряд проектов по техническому перевооружению мощностей и установке нового вспомогательного оборудования. Необходимость данных мер продиктована потребностью в усилении защиты и повышении пожаробезопасности ленточных конвейеров топливоподачи. В частности монтаж модифицированных установок водяного пожаротушения позволил в автоматическом режиме по инфракрасному излучению обнаруживать в галереях топливоподачи источник возгорания и в течение 10 секунд производить пуск огнеподавляющего вещества непосредственно в зону возгорания.
На этом модернизация оборудования на бийской ТЭЦ не заканчивается. В 2017 году предстоят масштабные работы по реконструкции турбин.