Ближе к сентябрю на площади 9 Января вновь раскинется ярмарка овощной продукции, выращенной в Бийске или поблизости. Как правило, работает она до ноября, давая горожанам возможность запастись в зиму алтайскими овощами без магазинных ценовых накруток.
Увы, но в другое время на прилавках магазинов торговых сетей и овощных ларьков местные овощи увидишь нечасто. Все чаще крупные участники рынка отдают предпочтение продукции из Казахстана – их овощи, выращенные на сухой почве, отлично хранятся, фурам до них нетрудно добраться, доставка обходится недорого, да и цена овощей радует.
Почему же местные овощи у продавцов не в почете?
Еще весной, когда в овощных отделах массово появляется урожай свежих огурцов, цены на свои и привозные отличаются разительно. Из местных – разве что барнаульские, которые выращивает тепличный цех «Индустриальный». Прежде на прилавках можно было увидеть и бийские овощи.
Сколько лет район АБ в народном сознании начинался с теплиц! В автобусах и сегодня просят остановить «у теплицы». Хотя ее давно уже нет. Переломным моментом тут стал 2010 год, когда открыто заговорили о банкротстве цеха «Тепличный». Причиной стали огромные долги перед энергетиками, копившиеся еще с 2008 года.
А ведь когда-то бийский зеленый цех входил в четверку крупных тепличных хозяйств Алтайского края, поставляющих продукцию десятками тонн. В лучшие годы тут было три десятка теплиц, где за год снимали до 17 тонн огурцов. Тут же зрели помидоры, росли редиска, капуста, зелень. Овощи продавали и свежими, и маринованными. Зеленой продукцией обеспечивали не только Бийск, но и Белокуриху, Горно-Алтайск. Потом конструкции теплиц демонтировали, разобрали металлические уголки, отрезали водопроводные трубы и коллектор. Машинами вывозили металл и землю. Местные жители «гудели», так что даже администрации пришлось пояснять ситуацию.
В 2011 году в мэрии говорили, что у собственника теплиц есть планы на возрождение предприятия в новом, современном виде. Но чуда не произошло. Выращивать овощи в теплицах дорого.
Впрочем, и сегодня в Бийске выращивают те же картофель, капусту, морковь, свеклу, болгарский перец. То, что растет в открытом грунте и хорошо хранится. Но большинство местных фермерских хозяйств предпочитают работать с больницами, детскими садами, школами. Там красивая обертка не нужна. Упаковка, или «товарный вид», нередко входит в перечень требований магазинов. Другие условия – стабильность и большие объемы поставки, что выдержать могут не все.
Сами фермеры нередко говорят, что есть и еще оно условие – плата за вхождение на прилавок. Ее кстати, и федеральное законодательство не воспрещает, регламентируя размер – не выше 5 % от стоимости продукции. Впрочем, есть продукты, «бонусы» за которые запрещены. Но список «неприкосновенных» невелик – всего три позиции: курица, молоко питьевое пастеризованное (2,5 – 3,2 % жирности) и хлеб. Ни овощей, ни фруктов.
Впрочем, в сетях, конечно, уверяют, что любые бонусы за вход – вчерашний день, и никто никому не платит. Сейчас магазины сами идут навстречу, ведь они заинтересованы в качественном товаре, в широком ассортименте. А то, что местные фермеры неохотно идут в магазины – следствие требований, которые продавец предъявляет потенциальному партнеру. Стоимость, назначаемая производителем, – в перечне условий вещь не последняя. Чем она ниже, тем привлекательнее товар для реализации. И дело не только в желании магазина сэкономить. На позиции с высокой ценой спрос невелик. Продавец исходит от предпочтений покупателя – насколько востребован конкретный продукт. Именно покупатель диктует, какие продукты он хотел бы видеть и по какой цене. Заработные платы у бийчан невысокие, а значит, и потребительская корзина должна быть рассчитана на этот сегмент: не слишком дорогие продукты, быть может, без изыска, но надлежащего качества.
Поэтому при выборе товара магазины ориентируются: первое – на востребованность, второе – на соотношение цены и качества, третье – на стабильность поставки. Объемы торговли в тех же сетях очень внушительны.
Впрочем, сегодня в крае ежегодно во всех категориях хозяйств выращивают 800–900 тысяч тонн картофеля и 220–240 тысяч тонн овощей. По расчетам чиновников Министерства сельского хозяйства Алтайского края, эти объемы позволяют не только полностью обеспечить регион необходимыми овощами, но и поставлять за пределы края значительные партии картофеля и овощной продукции.
Но и по сей день край не может вернуться к тем показателям, которые показывал в пик развития овощеводства. Пришелся этот период, как ни странно, на перестройку, а точнее – на 1989–1991 годы. Потом, конечно, пошел спад. В 1985 году 63 % общего урожая выращивали совхозы, а 37 % – население, приводит цифры «Российская газета». К 1991 году ситуация уже сложилась наоборот. В конце 80-х горожане стали в массовом порядке получать заветные шесть соток и сами себя снабжать овощами. В итоге к 2010 году на долю специализированных хозяйств (с учетом фермерских) приходилось только 13–15 % овощного производства. Получается, что снабжение населения овощами – дело рук самого населения.
Правда, в последние годы усилилась роль фермерских хозяйств – их доля в овощеводстве открытого грунта увеличилась с 2,5 % в 2002 году до 6–7 % – к 2014 году. Бум пришелся на 2010 год, когда европейская часть России пострадала от жесточайшей засухи. Отпускная цена на картофель доходила до 12–15 рублей за килограмм, хотя в обычные годы не превышала 3–4 рублей. Колонны большегрузных фур заходили в Алтайский край и загружались в поле, минуя оптовые базы. Многие предприниматели тогда «купились» на это, но на этом овощной бум и закончился.
И проблема не только в суровом сибирском климате и явном предпочтении перекупщиками продукции соседнего Казахстана. Поднимать прежде развитую отрасль «бабушкиными» методами уже не получится. Современному овощеводству нужны новые типы машин, а в России, увы, есть только единичные разработки. Необходимы экономные системы полива, высокопродуктивные сорта культур, эффективные средства защиты растений, ресурсосберегающие технологии, позволяющие максимально сэкономить затраты. В советские времена рабочие руки поставлял город – за каждым овощеводческим хозяйством закрепляли завод, институт или иную организацию. Сейчас такая практика отмерла. Семена овощных культур – тоже по большей части импортные. В начале 90-х западные фирмы активно демпинговали, предлагая семена. А захватив российский рынок, взвинтили цены. К тому времени отечественная селекция и семеноводство рухнули. А еще не обойтись без теплиц и собственных баз хранения. В общем, строить и строить. Если, конечно, однажды захочется сорваться с продуктового крючка тех же «братских» республик.